[Список Лекций] [Происхождение, эволюция, устойчивость и перспективы биосферы ] [О себе] [^] [>] [>>]

Происхождение, эволюция, устойчивость и перспективы биосферы

О себе

Птицын А.Б.

Студент ГГФ

Я не поступал в НГУ. В 1958 году я поступил в Ленинградский электротехнический институт связи. Но вскоре отца пригласили работать в ИНХ СО АН СССР и наша семья переехала в Новосибирск. К этому времени я уже понял, что не хочу быть инженером, у меня развилась идиосинкразия к черчению. В Новосибирск я приехал в январе 1960 года. Отец слегка поспособствовал моему переводу в НГУ и я решил попроситься на ГГФ. Так я стал геохимиком. Странный поворот в судьбе. В школе я не любил химию (учительница была очень вредная), хотя отец был химиком, профессором, зав. кафедрой химии. Из-за такой резкой смены специальности меня перевели на курс ниже ( с полвторого – на полпервого). Кроме того мне пришлось досдавать общую геологию, которую мои новые товарищи уже сдали. Подготовка к экзамену шла туго – слишком крутой вираж. Я несколько затянул со сдачей и наш декан Б.О. Солоноуц (БОС) уже грозил мне отчислением, но смилостивился. Экзамен я сдал на четверку и стал законным студентом ГГФ.

Повезло!!!

Свой переезд в Новосибирск я рассматриваю как величайшее везение. Мне открылись широкие сибирские просторы

(«А за стареньким Уралом неизведанная ширь: спирт, снега, картошка, сало. В общем, матушка Сибирь»);

новая специальность открывала и новые возможности для поездок; я познакомился с очень интересными ребятами (и девчатами!), с которыми мы дружим до сих пор. Многие из них писали стихи (тогда стихи были в моде) и вскоре возникло литературное объединение «Среды». Сначала я просто ходил и слушал, но потом начал и сам пописывать. И втянулся. Сегодня у меня один персональный сборник стихов и подборки в шести коллективных сборниках.

Учителя.

Новосибирский университет сразу был нестандартным. В нем многое было не так, как в обычном ВУЗе. Преподавали в основном совместители - научные сотрудники институтов, в том числе ученые мировой величины. Такого количества академиков и член-корров, как в НГУ наверное нигде не было, разве что в МГУ. Славился своим созвездием и ГГФ. Например, моими учителями были: академик В.С.Соболев, члены корреспонденты Ю.А.Косыгин (впоследствии академик), Ф.Н.Шахов, И.В.Лучицкий.

Нестандартность НГУ была и в том, что программы все время менялись, появлялись новые – под новую звезду. Даже продолжительность обучения была разная. Так, наш курс закончил университет в декабре 1964 года, а следующий за нами курс – весной 1965.

Нестандартные методы наших преподавателей применялись к нам и после окончания университета. В качестве спецпредмета кандидатского экзамена я и два моих сокурсника, Ирина Моторина и Валерий Бадиков выбрали «Физико-химические основы минералогии и петрографии» - предмет, который читал нам академик Владимир Степанович Соболев. Получив программу кандидатского экзамена, мы решили заново прослушать лекции В.С.Соболева. На этот раз мы поняли их гораздо лучше, чем когда были студентами. Естественно мы боялись кандидатского экзамена. Поэтому постоянно надоедали Владимиру Степановичу и Елене Николаевне Ушаковой разными вопросами (академик В.С. Соболев был вполне доступен для надоедливых сотрудников). Через некоторое время они (как они потом нам признались) поняли, что мы уже знаем предмет на твердую пятерку. Тогда они предложили нам получить пятерку без экзамена. «Как?» –робко спросили мы. – «Пусть каждый из вас сделает макет фазовой диаграммы с летучими.» Мы обрадовались, но, как выяснилось, опрометчиво. Нам предложили сделать трехмерные макеты довольно сложных систем, разобраться в них, да еще изобразить «в металле» оказалось довольно трудно. Изрядно повозившись, мы, наконец, получили заслуженные пятерки, а макеты с тех пор используются на кафедре. Так наши учителя не только учили нас своему предмету, но и воспитывали нестандартное мышление.

Тесное общение со многими неординарными личностями обеспечило выпускникам НГУ уникальное как специальное, так и общее образование.

Сам учитель.

Защитив в 1993 году докторскую диссертацию, я вскоре сам начал читать лекции по геохимии для химиков-экологов на кафедре химии окружающей среды ФЕН НГУ. Переехав в 1998 году в Читу на должность директора Читинского института природных ресурсов СО РАН, я стал читать лекции в Забайкальском педагогическом институте на кафедре экологии и экологического образования и быстро понял разницу в уровне студентов. Работать со студентами НГУ труднее, но интереснее: они более активны, более въедливы в вопросах, хотя и там попадаются слабые и ленивые. Бывали у меня в преподавательской деятельности в НГУ и большие праздники, так однажды на экзамене вся группа без исключения получила пятерки, при чем, все честно заслуженные. Это был кайф! К сожалению это было только однажды.

Важным разделом моих лекций является «Геохимия биосферы». Учебное пособие с таким названием опубликовано издательством НГУ в 2013 году. Ниже в общедоступной форме приведены основные положения этого раздела.

[^] [>] [>>]