[Список Лекций] [Путь к вершине ] [В заключение] [<<] [<] [^]

Путь к вершине

В заключение

Среди книг

Огромный исследовательский материал требовал систематизации и осмысления, да и сам автор этих исследований заслуживал того, чтобы занять достойное место в научной среде, хотя специалисты, безусловно, и так признавали значимость его работ. И эта задача была решена: две диссертации – кандидатская и докторская – объединенные одной идеей, были успешно защищены.
"Наследие и новации в изобразительном искусстве Горного Алтая" – так называется кандидатская диссертация Е.П. Маточкина.
Год: 1991
Ученая cтепень: кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 17.00.04
В автореферате диссертации представлен список наиболее значимых публикаций – 20 наименований, включая выступления на российских и международных конференциях. Цели и задачи работы определены так:

«Цель работы - выяснение роли и места художественных традиций и национального наследия в профессиональном станковом изобразительном искусстве Горного Алтая на протяжении всей его истории, исследование под этим углом зрения новых феноменов в народном искусстве алтайцев последних десятилетий, а также выявление общих, сущностных явлений в связи с использованием национальных элементов художественной культуры».

Среди круга задач, которые решались в работе, я назову основные:

  • « Искусствоведческое осмысление вновь открытых наиболее значительных художественных памятников Горного Алтая; выявление художественных традиций исполнения древнетюркских изваяний и деревянной культовой резьбы, а также резных анималистических наскальных изображений.»
  • «Исследование современного искусства алтайских чабанов и анализ преемственных связей их искусства с художественным наследием и традиционным творчеством алтайских племён.»
  • «Выявление роли и места наследия и традиций художественного мышления в творческой практике современных профессиональных алтайских художников и скульпторов.»
  • «Анализ общих сущностных явлений в профессиональном и народном искусстве Горного Алтая; обобщение результатов исследования.»

Еще 10 лет исследований и новых открытий позволяют сформулировать окончательно основную идею следующей диссертации: «Памятники изобразительного искусства, эпос, фольклор, языческие представления, традиции, заложенные первыми художниками Горного Алтая, - истоки преемственности в творчестве современных мастеров». Соответственно звучит и название диссертационной работы: «Художественное наследие и проблемы преемственности в изобразительном искусстве Горного Алтая». Защита состоялась в 2011г. в Барнауле, Евгений становится доктором искусствоведения и вскоре после этого – членом-корреспондентом Академии художеств РФ.
Много еще творческих планов было у него. «В прошлом году Евгений с упоением рассказывал о проекте, связанном с мегалитическим комплексом Горного Алтая, известным, как «Стоунхендж Алтая». Предполагались серьёзные научные исследования этого комплекса, как всегда, проблема упиралась в отсутствие финансовой поддержки» - из воспоминаний Г.Г. Ермолиной. Там же она пишет об «его проекте по исследованию необычайного феномена состава воды в гроте Куйлю на Алтае», да мало ли какие исследования ждали впереди. «А он спешил – не доспешил…».
«Для тех, кто его знал, Евгений Палладиевич Маточкин остался человеком вечного устремления и вечного полета» – из публикации в INTERNET 18 января 2013 г., и подписи:

Р.А. Григорьева, режиссер, член Союза кинематографистов России, Лауреат Государственной премии СССР; Ю.В. Григорьев, режиссер, член Союза кинематографистов России, Лауреат Государственной премии СССР; О.Ф. Мартынов, кинооператор, член Союза кинематографистов России, Лауреат операторских премий кинофестивалей, заслуженный деятель искусств России; Р.П. Сергиенко, режиссер, член Союза кинематографистов России, Лауреат Государственной премии СССР и Украины; Л.А. Андросова, кандидат технических наук; Н.С. Дико, Президент Международного фонда гуманитарных инициатив.

[<<] [<] [^]