[Список Лекций] [Гольдин Сергей Васильевич ] [Педагогическая работа] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Гольдин Сергей Васильевич

Педагогическая работа

Доклад С.В. Гольдина

Наряду с активной научной деятельностью С.В. Гольдин вел большую педагогическую работу. В 1983 г. ему присвоено звание профессора; с 1990 г. Сергей Васильевич возглавлял кафедру геофизики НГУ.
Им разработаны и прочитаны оригинальные спецкурсы, первым из которых был «Методы фильтрации и обнаружения сейсмических сигналов». В 1982 г. С.В. Гольдин инициативно ввел новый курс, ранее не читавшийся ни в одном ВУЗе – «Методы продолжения сейсмических волновых полей». Этот курс во многом определил высокий уровень выпускников кафедры геофизики, что было признано специалистами в нашей стране и в мире. В 1985 г. С.В. Гольдин создал и стал читать крупный годовой курс «Геометрическая сейсмика», куда вошли важнейшие разделы других ранее читавшихся им дисциплин, а с 1991 г. – годовой курс для магистрантов «Сейсмические волны в анизотропных средах». Это, в свою очередь, стимулировало развитие соответствующих направлений исследований в лабораториях Института геофизики СО РАН. Такая органическая связь решаемых научных проблем с содержанием геофизического образования всегда была свойственна Сергею Васильевичу во время его работы в академической науке, независимо от занимаемых им постов.
С 1982 г. в качестве заместителя заведующего кафедрой геофизики С.В. Гольдин начал серьезную реорганизацию системы обучения геофизиков в НГУ. К этому времени стала очевидной необходимость расширения спектра и увеличения объема математических дисциплин в программах подготовки геофизиков в НГУ, специализирующихся по преимуществу в области развития физических основ и теории геофизических методов, математического моделирования геофизических явлений. Но это не должно было снизить уровень фундаментального геологического образования и специальной геофизической подготовки.
Сначала в математическом цикле было выделено несколько узловых дисциплин, широко обсуждены с ведущими математиками и геофизиками структура цикла, его оптимальные параметры: объем каждого курса, последовательность изучения отдельных курсов и способы преподавания. Затем аналогичная работа была проделана в курсе геофизических дисциплин: были определены стержневые курсы, такие, как сейсморазведка и электроразведка. Они были разделены на теоретические и методические дисциплины. В первом случае это были динамическая сейсмика и сейсморазведка. Во втором случае – электродинамика и электроразведка. Другие методы, как гравиразведка и магниторазведка, были объединены в общий курс, учитывая теоретическое единство методов интерпретации гравитационных и магнитных аномалий. С другой стороны, были введены общие для всех геофизических курсов дисциплины, позволяющие не дублировать их в каждом курсе: линейные системы, спектральные преобразования геофизических сигналов, обратные задачи геофизики (общие методы постановки и решения задач).
Многообразие геологических дисциплин при содействии кафедры общей геологии НГУ также было сгруппировано в несколько курсов.
Крупным шагом на пути реорганизации геофизического образования в НГУ стало введение системы спецкурсов «по выбору».
Кафедра под руководством С.В. Гольдина выпустила много прекрасных специалистов для научных и производственных организаций. Среди них были: методисты, способные организовать планирование и выполнение полевых исследований; инженеры, умеющие на высоком профессиональном уровне выполнить обработку и первичную интерпретацию полученных геофизических данных; специалисты вычислительных центров, умеющие извлечь максимум полезной информации из данных геофизики с привлечением по мере необходимости дополнительных геолого-геофизических материалов. Всегда значительная часть выпускников кафедры были сильными специалистами по математическому моделированию геофизических явлений, что было необходимо на всех стадиях постановки и реализации геофизических исследований любого масштаба.
Педагогический талант С.В. Гольдина оценен не только в России. Им прочитано большое количество геофизических курсов в университетах разных стран, в том числе в таких ведущих учебных заведениях мира, как Стенфордский университет (США), Технологический университет г. Тронхейм (Норвегия), Федеральный университет г. Баийя (Бразилия), университет Тонжи (г. Шанхай, Китай) и Нефтяной университет Китая.
Кроме научной и педагогической, Сергей Васильевич вел огромную научно-организационную и общественную работу, являясь членом многочисленных советов, комиссий, в том числе с 1999 г. – членом совета Российского фонда фундаментальных исследований и членом Экспертного совета по наукам о Земле ВАК РФ. Он был заместителем главного редактора журнала «Геология и геофизика» и редактором еще двух научных журналов.
В дополнение к исключительной научной разносторонности, Сергей Васильевич увлеченно и серьезно (еще с юности) занимался историей и философией.


[<<] [<] [^] [>] [>>]