[Список Лекций] [Моя жизнь ] [Наши собственные методические подходы] | [<<] [<] [^] [>] [>>] |
Моя жизнь
Наши собственные методические подходы
В восьмидесятые годы прошлого столетия кабинет химии ТОИИУ разрабатывал методический подход к изучению теорий в школьном курсе химии как систематизированного знания. Кабинет подготовил экспериментальное планирование изучения темы «Теория электролитической диссоциации», которое было изложено в методических рекомендациях «В помощь учителям химии в работе по новой программе» и опубликовано в Таллинне в 1987 году. В соответствии с экспериментальным планированием изучения темы происходит формирование различных понятий как результата обобщения опытных данных, выдвижение основных положений теории на основе сформулированных понятий и объяснение непонятных опытных фактов, и освещение новых в свете сформулированных положений. Вере Васильевне и её ученикам удалось чётко показать на одном обобщающем уроке все структурные элементы теории электролитической диссоциации в последовательности, указанной на нашем графическом плане
обобщённого изложения темы. Другой методический подход заключался в увеличении информативной ёмкости иучаемого материала путём совместного и одновременного рассмотрения взаимосвязанных вопросов одной или двух учебных тем. Идея его родилась во время первого посещения экзамена по химии в одной из школ города. В билете один из вопросов касался ионной связи, её образования. В другом билете был вопрос о типе кристаллической решётки в веществх с ионной связью. Аналогичная ситуация была и с другими видами химической связи. Выпускница очень толково всё объяснила. Я стала задавать вопросы, типа: какая кристаллическая решётка может быть у веществ с ионной связью, какими свойствами должны обладать вещества с ионной связью. На все мои вопросы были получены исчерпывающие ответы. Именно тогда у меня зародилась мысль о переструктурировании учебного материала и создании своего, «тверского» варианта экзаменационноых билетов для учащихся. Мы предлагали учащимся в одном вопросе раскрыть взаимосвязь: вид химической связи → тип кристаллической решётки → свойства веществ. Также в процессе общения с учителями и учениками родилась идея совместного и одновременного изучения двух других взаимосвязанных вопросов курса: классификации неорганических веществ и генетической связи между ними. Я, помню, даже включила задание на областной олимпиаде – покажите в одной схеме генетические и родо-видовые (классификационные) связи между изученными классами веществ. И учащиеся справлялись с таким заданием. В курсе органической химии, например, предлагалась таблица, в которой основные понятия «изомеры» и «гомологи» изучались параллельно и определялись в сравнении по четырём признакам: по составу, химическому строению и по свойствам (физическим и химическим). Таблица «Сравнение понятий изомеры и гомологи» Признаки понятий Изомеры Гомологи
Вариантов итоговых схем знаний о составе, строении и свойствах веществ было несколько. Один из вариантов дан в Приложении 2 в моём методическом пособии «Обучаем друг друга на уроке», изданном в Твери в 1998 году на средства автора. Эти и другие наработки легли в основу моей кандидатской диссертации «Методика тематического обобщения знаний учащихся по химии».
«Обучать – вдвойне учиться» или «To teach is to learn twice” (англ.яз) Жувер Начало и середина 90-х годов прошли для учителей химии нашего региона под знаком освоения принципиально новой организационной формы обучения – коллективной, как главной, в новом коллективном способе обучения (КСО). Теоретические основы этого способа разработал Виталий Кузьмич Дьяченко, доктор педагогических наук. Об этом способе обучения мы узнали из его статей, опубликованных на страницах «Учительской газеты» в 80-е годы прошлого столетия. (Я познакомилась с ним лично в феврале 1999 года на конференции в Красноярске – родине КСО). |
|
[<<] [<] [^] [>] [>>] |