[Список Лекций] [Моя жизнь ] [Наши собственные методические подходы] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Моя жизнь

Наши собственные методические подходы

В восьмидесятые годы прошлого столетия кабинет химии ТОИИУ разрабатывал методический подход к изучению теорий в школьном курсе химии как систематизированного знания. Кабинет подготовил экспериментальное планирование изучения темы «Теория электролитической диссоциации», которое было изложено в методических рекомендациях «В помощь учителям химии в работе по новой программе» и опубликовано в Таллинне в 1987 году. В соответствии с экспериментальным планированием изучения темы происходит формирование различных понятий как результата обобщения опытных данных, выдвижение основных положений теории на основе сформулированных понятий и объяснение непонятных опытных фактов, и освещение новых в свете сформулированных положений.

Вере Васильевне и её ученикам удалось чётко показать на одном обобщающем уроке все структурные элементы теории электролитической диссоциации в последовательности, указанной на нашем графическом плане обобщённого изложения темы.

Другой методический подход заключался в увеличении информативной ёмкости иучаемого материала путём совместного и одновременного рассмотрения взаимосвязанных вопросов одной или двух учебных тем. Идея его родилась во время первого посещения экзамена по химии в одной из школ города. В билете один из вопросов касался ионной связи, её образования. В другом билете был вопрос о типе кристаллической решётки в веществх с ионной связью. Аналогичная ситуация была и с другими видами химической связи. Выпускница очень толково всё объяснила. Я стала задавать вопросы, типа: какая кристаллическая решётка может быть у веществ с ионной связью, какими свойствами должны обладать вещества с ионной связью. На все мои вопросы были получены исчерпывающие ответы. Именно тогда у меня зародилась мысль о переструктурировании учебного материала и создании своего, «тверского» варианта экзаменационноых билетов для учащихся. Мы предлагали учащимся в одном вопросе раскрыть взаимосвязь: вид химической связи → тип кристаллической решётки → свойства веществ.

Также в процессе общения с учителями и учениками родилась идея совместного и одновременного изучения двух других взаимосвязанных вопросов курса: классификации неорганических веществ и генетической связи между ними. Я, помню, даже включила задание на областной олимпиаде – покажите в одной схеме генетические и родо-видовые (классификационные) связи между изученными классами веществ. И учащиеся справлялись с таким заданием.
Две схемы – классификация неорганических веществ и генетическая связь между вешествами, существовавшие традиционно отдельно, объединились в одну! Это было нашей методической находкой, опубликованной в Таллинне в 1987 году. Кроме того, журнал «Химия в школе» , в 1988 г. №4 опубликовал мою статью «Об одновременном изучении взаимосвязанных вопросов в школьном курсе химии».
Благодаря новым связям увеличивается информативная ёмкость учебного материала, появляется возможность выполнять упражнения на установление новых взаимосвязей в изучаемом материале.

В курсе органической химии, например, предлагалась таблица, в которой основные понятия «изомеры» и «гомологи» изучались параллельно и определялись в сравнении по четырём признакам: по составу, химическому строению и по свойствам (физическим и химическим).

Таблица «Сравнение понятий изомеры и гомологи»

Признаки понятий Изомеры Гомологи
Качественный состав одинаковый одинаковый
Количественный состав одинаковый отличаются на группу СH2
гомологическую разность
Химическое строение разное сходное
Физические свойства разные Изменяются закономерно
Химические свойства разные сходные


Большое внимание мы уделяли наглядному изображению взаимосвязей в изучаемом материале, в частности, процессу конструирования итоговых схем знаний по пройденным учебным темам, которые постепенно дополнялись новыми понятиями, место которым в системе уже изученных учащиеся могли находить самостоятельно. Для большей наглядности кабинет предложил использовать магнитные доски и планшеты с названиями понятий.

Вариантов итоговых схем знаний о составе, строении и свойствах веществ было несколько. Один из вариантов дан в Приложении 2 в моём методическом пособии «Обучаем друг друга на уроке», изданном в Твери в 1998 году на средства автора.

Эти и другие наработки легли в основу моей кандидатской диссертации «Методика тематического обобщения знаний учащихся по химии».


Поиски новых форм обучения химии:
коллективные занятия.

«Обучать – вдвойне учиться» или «To teach is to learn twice” (англ.яз)
Жувер

Начало и середина 90-х годов прошли для учителей химии нашего региона под знаком освоения принципиально новой организационной формы обучения – коллективной, как главной, в новом коллективном способе обучения (КСО). Теоретические основы этого способа разработал Виталий Кузьмич Дьяченко, доктор педагогических наук. Об этом способе обучения мы узнали из его статей, опубликованных на страницах «Учительской газеты» в 80-е годы прошлого столетия. (Я познакомилась с ним лично в феврале 1999 года на конференции в Красноярске – родине КСО).


[<<] [<] [^] [>] [>>]