[Список Лекций] [Моя жизнь ] [Немного теории] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Моя жизнь

Немного теории

В традиционном групповом способе обучения, существующем более 400 лет, присутствуют знакомые всем нам три организационные формы – индивидуальная, парная (в постоянной паре) и групповая. Для четвёртой, коллективной организационной формы, характерно обучение в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди работает с каждым другим. Коллективные занятия предполагают обмен результатами деятельности, постоянную смену позиции «учитель» - «ученик»

В начале 90-х годов небольшая делегация учителей химии из Тверской области прошла курсовую подготовку по КСО в Тамбовском областном ИУУ у моей коллеги, заведующей кабинетом химии. Она познакомила нас с различными, новыми для нас, методиками проведения коллективных занятий, на которых решаются различные дидактические задачи, такие как: отработка понятий, развитие практических и расчётных умений учащихся, изучение нового материала, обобщение знаний учащихся. Эти методики разделяются на две группы по роли партнёров в усвоении учебной информации. В Тамбове по каждой методике мы получили алгоритм работы. Нам показали расстановку ученических столов для удобной работы пар, образцы экранов учёта работы учащихся, образцы, так называмых, «Листов учителя» и дидактических материалов. Последние существенно отличались от обычных тем, что включали две части. Формулировки заданий в первой части любой карточки всегда начинаются фразой: «Выучите (или повторите) сами и научите партнёра объяснять или отвечать на вопросы...». Во второй части карточки записываются упражнения, которые выполняет партнёр. Кроме того, нам показали образец оригинального тематического планирования учебных тем.

Первую группу составляют методики:

  1. «Взаимообмен заданиями» (ВЗ)
  2. «Узловые понятия» или «Мурманская методика» (ММ)
  3. «Взаимопередача тем» (ВТ)

На коллективных занятиях первой группы методик работает пара «учитель-ученик».
Вторую группу составляют методики:

  1. «Методика Ривина» (МР)
  2. «Обратная методика Ривина» (ОМР)
  3. «Методика Ривина-Баженова» (МРБ)

На коллективных занятиях этой группы партнёры выполняют роль помощников друг для друга.

При кабинете химии ТОИУУ была создана творческая лаборатория по освоению различных методик проведения коллективных занятий (коротко: коллективного способа обучения (КСО).

В районах области кабинет химии ТОИУУ проводил курсы по КСО не только для учителей химии, но и учителей других предметов. Кроме того, ежемесячно в течение 3-х лет работал творческий семинар учителей химии города и области. К каждому семинару наша лаборатория подготавливала все необходимые материалы для проведения коллективного занятия по той или иной методике. Учителя в своих школах осваивали новую организационную форму и на следующем семинаре делились опытом.

За несколько лет упорной совместной работы с учителями кабинету химии ТОИУУ удалось разработать тверской вариант программы , в которой дано графическое тематическое планирование занятий для 8-11 классов с учётом парной, групповой и коллективной организационных форм обучения. Тверская программа была опубликована в газете «Первое сентября». Были разработаны все необходимые дидактические материалы для проведения коллективных занятий по раличным методикам, подготовлено к печати и опубликовано методическое пособие «Обучаем друг друга на уроке» в 1988 году в Твери.

Это пособие было переведено на английский язык. Всё это, в том числе и приобретение компьютера для кабинета, было сделано на Соросовский грант, полученный мною в 1995 году. В этом пособии подробно изложены подготовка и проведение всех коллективных занятий в 8 классе по четырём методикам: ММ, ВЗ, МРБ и МР. К сожалению, разработанные дидактические материалы для проведения коллективных занятий в 9-11 классах, опубликовать не удалось.
Помню, я сама проводила в Пскове открытое коллективное занятие по методике Ривина (тема «Металлы», 9 класс), а в Нарве – аналогичное занятие в 11 классе по теме «Дисперсные системы». В Нарве во время обсуждения одна учительница задала вопрос одиннадцатикласснику: «В чём Вы видите разницу изучения этой темы на сегодняшнем занятии от традиционного изучения?» Ученик отметил, что, во-первых, содержание материала было интересным, а во-вторых, что если бы эти вопросы изучались обычным образом, то он бы вскоре всё забыл. А содержание вопросов, изученных в парах сменного состава, он будет помнить долго. Кстати сказать, когда в Тамбове нас обучали изучению текстов по методике Ривина, это было так интересно, что «свой» текст я помню до сих пор. Проблема заключается в том, что в традиционных учебниках нет таких текстов – их нужно разрабатывать специально. Нам удалось разработать такие тексты по нескольким темам, но опубликованы только тексты для изучения их в 8 классе по двум темам: «Вода» и «Кислород» (в каждой теме по четыре текста).
Многие учителя химии города и области профессионально выросли в ходе этой работы. Участники творческой лаборатории при кабинете химии ТОИУУ сами систематически проводили в своих школах открытые коллективные занятия по различным методикам. Они признавались, что на традиционных открытых уроках все присутствующие, как правило, следят за каждым словом, каждым движением учителя, и учителя нередко чувстуют себя дискомфортно. Во время проведения коллективнх занятий все присутствующие смотрят не на учителя, а на то, как работают ученики в разных парах. Нередко гости на таком занятии сами «проходили» тему вместе с учащимися. Помню, как впечатлило коллективное занятие, проведённое одной из сотрудниц нашей творческой лаборатории на районном конкурсе «Учитель года» в Твери. Присутствующим явно хотелось пообщаться с учениками в процессе урока, но условия конкурса не позволяли это делать. А окончательно конкурсантка убедила членов жюри в эффективности коллективных занятий, сравнив обмен материальными объектами, например яблоками, с обменом идеями. В результате обмена яблоками каждый остаётся при одном яблоке, а при обмене идеями (знаниями) каждый удваивает свои знания. В следующей паре каждый участник утраивает объём своих знаний и т.д.
Однажды коллективное занятие по методике «Взаимообмен заданиями» было проведено в одной из тверских гимназий учителем английского языка в 5 классе. Вместе со мной на занятии присутствовала учительница из Норвегии (моя гостья). На уроке отрабатывались четыре глагола «говорить»: to speak, to tell, to talk and to say. Пятиклассникам предъявляли разные ситуации, в которых следует употреблять тот или иной глагол. Сильные ученики за урок в процессе работы в парах сменного состава отработали все четыре карточки, выполнив все задания . Слабые – две или три. Сильным ученикам, справившимися с заданием раньше других, учительница тут же предложила помочь своим товарищам.

[<<] [<] [^] [>] [>>]