[Список Лекций] [Моя жизнь ] [Немного теории] | [<<] [<] [^] [>] [>>] |
Моя жизнь
Немного теории
В традиционном групповом способе обучения, существующем более 400 лет, присутствуют знакомые всем нам три организационные формы – индивидуальная, парная (в постоянной паре) и групповая. Для четвёртой, коллективной организационной формы, характерно обучение в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди работает с каждым другим. Коллективные занятия предполагают обмен результатами деятельности, постоянную смену позиции «учитель» - «ученик» В начале 90-х годов небольшая делегация учителей химии из Тверской области прошла курсовую подготовку по КСО в Тамбовском областном ИУУ у моей коллеги, заведующей кабинетом химии. Она познакомила нас с различными, новыми для нас, методиками проведения коллективных занятий, на которых решаются различные дидактические задачи, такие как: отработка понятий, развитие практических и расчётных умений учащихся, изучение нового материала, обобщение знаний учащихся. Эти методики разделяются на две группы по роли партнёров в усвоении учебной информации. В Тамбове по каждой методике мы получили алгоритм работы. Нам показали расстановку ученических столов для удобной работы пар, образцы экранов учёта работы учащихся, образцы, так называмых, «Листов учителя» и дидактических материалов. Последние существенно отличались от обычных тем, что включали две части. Формулировки заданий в первой части любой карточки всегда начинаются фразой: «Выучите (или повторите) сами и научите партнёра объяснять или отвечать на вопросы...». Во второй части карточки записываются упражнения, которые выполняет партнёр. Кроме того, нам показали образец оригинального тематического планирования учебных тем. Первую группу составляют методики:
На коллективных занятиях первой группы методик работает пара «учитель-ученик».
На коллективных занятиях этой группы партнёры выполняют роль помощников друг для друга. При кабинете химии ТОИУУ была создана творческая лаборатория по освоению различных методик проведения коллективных занятий (коротко: коллективного способа обучения (КСО). В районах области кабинет химии ТОИУУ проводил курсы по КСО не только для учителей химии, но и учителей других предметов. Кроме того, ежемесячно в течение 3-х лет работал творческий семинар учителей химии города и области. К каждому семинару наша лаборатория подготавливала все необходимые материалы для проведения коллективного занятия по той или иной методике. Учителя в своих школах осваивали новую организационную форму и на следующем семинаре делились опытом. За несколько лет упорной совместной работы с учителями кабинету химии ТОИУУ удалось разработать тверской вариант программы , в которой дано графическое тематическое планирование занятий для 8-11 классов с учётом парной, групповой и коллективной организационных форм обучения. Тверская программа была опубликована в газете «Первое сентября». Были разработаны все необходимые дидактические материалы для проведения коллективных занятий по раличным методикам, подготовлено к печати и опубликовано методическое пособие «Обучаем друг друга на уроке» в 1988 году в Твери. Это пособие было переведено на английский язык. Всё это, в том числе и приобретение компьютера для кабинета, было сделано на Соросовский грант, полученный мною в 1995 году. В этом пособии подробно изложены подготовка и проведение всех коллективных занятий в 8 классе по четырём методикам: ММ, ВЗ, МРБ и МР. К сожалению, разработанные дидактические материалы для проведения коллективных занятий в 9-11 классах, опубликовать не удалось. |
|
[<<] [<] [^] [>] [>>] |