[Список Лекций] [Куда катятся наука и образование] [Предложения] [<<] [<] [^]

Куда катятся наука и образование

Предложения

Необходимо обеспечить положение ФЗ-253 о научно-методическом и научно-организационном руководстве научными организациями, региональными научными центрами и научными центрами региональных отделений РАН со стороны Российской академии наук и ее региональных отделений в следующей части:

  • подготовка предложений по кандидатурам руководителей институтов и научных центров; введение статуса научных руководителей институтов из числа членов РАН;
  • подготовка, рассмотрение и утверждение планов НИР, научных и научно-организационных отчетов, подготовка и экспертиза государственных заданий;
  • организация, координация и проведение междисциплинарных исследований с последующей оценкой их результатов;
  • подготовка предложений по развитию материально-технической базы научных организаций, научных центров и Центров коллективного пользования;
  • организация, координация, подготовка планов перспективных исследований и проведение работ с министерствами, ведомствами, руководством регионов, ведущими университетами, государственными и частными корпорациями, предприятиями высокотехнологических отраслей промышленности и оборонно-промышленного комплекса, технопарками и технико-внедренческими зонами;
  • подготовка предложений по развитию научных центров и академгородков, строительству жилья для сотрудников научных организаций и научных центров;
  • организация совместных фундаментальных и прикладных исследований с ведущими зарубежными научными организациями;
  • мониторинг и экспертная оценка деятельности научных организаций, региональных научных центров и научных центров региональных отделений.
  • необходимо закрепить положение ФЗ-253 (Статья 2, пункт 3) о научно-методическом и научно-организационном управлении наукой со стороны РАН в дополнении к ФЗ-253, в новом уставе РАН, в соглашении РАН-ФАНО.

В сложившейся ситуации необходимы радикальные организационные меры конструктивного характера. В качестве основной из них предлагается образование на основе имеющихся структур (ФАНО, РНФ) при экспертной и кадровой поддержке РАН нового Министерства науки и технологий РФ. Этот шаг позволит сформировать адекватный канал управления научно-технической политикой, наладить эффективный диалог между наукой, ведущими российскими государственными и частными корпорациями и бизнес-сообществом при опоре на экспертную мощь Российской академии наук и ведущих университетов, сконцентрироваться на отработке эффективных механизмов введения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, ускорить решение ключевых проблем перевода экономики страны на новый технологический уклад.

Предлагаемая мера по созданию Министерства науки и технологий в полной мере соответствует сложившейся практике государств, демонстрирующих на современном этапе высокие темпы технологического развития, таких как Германия, Франция, Япония, Южная Корея, КНР и другие. Министерства науки и технологий этих стран выполняют функции национальных институтов развития, задают на основе тщательно проработанных экспертных оценок основные приоритеты в области высоких технологий и обеспечивают, тем самым, выход на мировые рынки.

Необходимо изменение коренным образом всей практики поддержки научно-технологической сферы России в рамках нового Министерства науки и технологий с определением государственных приоритетов, привлекая для этого Российскую академию наук в качестве высшего экспертного сообщества страны. Исключительно важно является укомплектование нового Министерства по-настоящему высококвалифицированными кадрами на конкурсной основе при открытой и гласной процедуре отбора кадров.

Для достижения поставленных целей и задач при проведении фундаментальных исследований, подготовке нового поколения высококвалифицированных научных кадров и кадров новой экономики России, реализации инновационного потенциала предлагается организация научно-образовательных и инновационно-технологических консорциумов (либо в виде других форм институциональной организации – корпорации, фонды, кластеры) по приоритетным направлениям деятельности в сфере высоких технологий (смотри ниже) и при решении задач развития регионов (Дальний Восток, Сибирь, Арктика, Юг России, Крым).

В числе целей и задач консорциумов – совместная деятельность по наиболее эффективному использованию научно-образовательного и инновационного потенциала их участников в проведении фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития экономики:
– эффективная энергетика и возобновляемые источники энергии;
– технологии для обороны и безопасности;
– ядерные технологии;
– космические технологии;
– нанотехнологии и информационные технологии;
– биология и медицинские технологии;
– технологии аграрного комплекса;
– изучение водных ресурсов;
– изучение проблем климата и экологии;
– проблемы разведки, добычи и переработки нефти, газа, угля и минеральных ресурсов;
– исследования Арктики;
– археология, изучение истории, гуманитарных проблем и так далее.

В числе основных задач совместной деятельности консорциумов:
– подготовка и предоставление предложений по объемам государственных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год по приоритетным направлениям фундаментальных, поисковых и прикладных исследований;
– подготовка и предоставление предложений по объемам финансирования из региональных фондов развития науки, образования и инноваций;
– подготовка и проведение на конкурсной основе междисциплинарных интеграционных проектов государственного значения с участием вузов, отраслевых институтов, научных организаций стран ближнего и дальнего зарубежья, предприятий высокотехнологических отраслей промышленности, крупных государственных и частных корпораций;
– организация совместных лабораторий между институтами РАН и вузами для повышения качества подготовки молодых специалистов и для повышения международного рейтинга вузов и институтов РАН;
– подготовка и проведение конкурсов на приобретение особо ценного уникального оборудования для институтов, научных центров и Центров коллективного пользования в системе РАН, подведомственных ФАНО;
– разработка положения по оценке научной деятельности организаций и проведение в согласованном порядке оценки результативности деятельности научных организаций РАН, подведомственных ФАНО;
– подготовка предложений о создании новых институтов и научных центров, реорганизации и ликвидации организаций РАН и ее региональных отделений, подведомственных Агентству.
– подготовка предложений по кандидатурам руководителей научных организаций РАН, подведомственных Агентству, для представления в конкурсную комиссию ФАНО-РАН и кадровую комиссию Совета по науке и образованию при президенте.
– ведение международной деятельности РАН и ее региональными отделениями, в первую очередь, со странами Евразийского союза и СНГ и подготовка предложений по поддержке совместной работы с научными учреждениями иностранных государств;
– развитие инновационной деятельности за счет организации малых предприятий при институтах РАН, ведущих университетах и в составе технопарков;
– организация взаимодействия РАН с крупнейшими корпорациями, предприятиями высокотехнологического сектора промышленности, ведущими вузами и университетами России;
– подготовка и осуществление масштабных проектов развития материальной базы, строительства новых экспериментальных установок за счет участия в федеральных адресных инвестиционных программах, федеральных целевых программах министерств и ведомств, в деятельности институтов развития и государственных научных фондов;
– ведение строительства жилья, в том числе – служебного, для сотрудников РАН ее региональных отделений, в первую очередь для молодых научных сотрудников.

Источник: http://sibkray.ru/news/1/865453/ 04.07.2014 г.

[<<] [<] [^]