[Список Лекций] [Путь к вершине ] [Эпоха Маточкина] | [<<] [<] [^] [>] [>>] |
Путь к вершине
Эпоха Маточкина
Так назвал период 1970 – 2012 г.г. в рериховском движении Новосибирска журналист, выпускник НГУ 1976 г. Алексей Анненков. А кто такой Н.К. Рерих? Ведь многие знают его только как живописца. Но почитаем, хотя бы для ликбеза. в Википедии. Он был и философом, и писателем, и путешественником, и археологом, и общественным деятелем. "Сообщество последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение . В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора. В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования». Хотя большую часть жизни Рерих провел вне России, а последнюю треть жил в Индии, он был большим патриотом России, и вот его завет нам: «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. <…> Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!». Что же привело физика Женю Маточкина в рериховское движение? Он знал и любил живопись, и во многих публикациях о нем отмечают, что большую роль в его обращении к творческому наследию Н.К. Рериха и его семьи сыграл дар Новосибирску 60 полотен Н.К. Рериха от его сына Юрия. С 1961 г. они находятся в постоянной экспозиции новосибирской картинной галереи. Но мы все (или многие из нас) ездили из академгородка посмотреть эту экспозицию, и никто не стал из-за этого менять свою жизнь. Наверное, это был лишь один из многих случайных факторов, тем или иным образом влияющим на судьбу человека. Как писал сам Женя в своей публикации о Н.Д.Спириной
, возглавлявшей рериховское движение в Новосибирске: «Мне в жизни повезло: несколько десятилетий я общался с Наталией Дмитриевной Спириной. Мы жили рядом, постоянно встречались, делились своими мыслями, вынашивали планы, воплощали их в жизнь и нередко говорили о музыке, поскольку очень любили её…В 1960 – 1970-е годы в новосибирском Академгородке была интенсивная культурная жизнь
: проходили интересные выставки, приезжали знаменитые исполнители, существовали клубы по интересам, учёные с увлечением играли в самодеятельном симфоническом оркестре. Я был его солистом, разучивал фортепианный концерт Грига и прослушивался у педагогов музыкальной школы, где работала Наталия Дмитриевна. Через её коллег мы и познакомились… Нас с Наталией Дмитриевной объединила любовь к музыке и к творчеству Николая Константиновича Рериха. Вскоре мы подготовили музыкально-художественную программу «Образы Рериха», с которой неоднократно выступали в различных аудиториях.» «Сегодня мы хотим показать, как мы начинали, как закладывалось и прорастало малое зерно большого всхода в далеко не благоприятных условиях застойного времени, когда приходилось продумывать каждое слово, каждый шаг, считаясь с жёсткими идеологическими установками того периода. (...) Началось это со сборной выставки имеющихся в нашей стране картин Николая и Святослава Рерихов в Доме учёных Академгородка в августе 1973 года. Большой спортивный зал, в котором она проходила, горел и сиял сверкающими красками невиданной красоты. Надо было рассказывать о художниках, о которых тогда почти ничего не знали. Писали о них в газетах и журналах мало и с большой оглядкой. Во время экскурсий по выставке выяснилось, что о Николае Рерихе у зрителей не было почти никаких сведений, ни о его картинах и их содержании, ни о нём самом и других сферах его деятельности. Тогда у нас с Евгением Палладиевичем Маточкиным зародилась мысль начать проводить вечера, на которых бы об этом рассказывалось. Так создалась та литературно-музыкальная слайд-композиция, которую мы назвали "Образы Рериха"... Начался её показ там же, в Доме учёных, ещё во время выставки и затем многократно повторялся в разных местах Академгородка и нашего города. В календарном плане Дома учёных СО АН СССР на август 1973 года сообщается, что 2 августа в Музыкальном салоне состоится литературно-музыкальный вечер «Образы Рериха». «В программе: стихи и проза Николая Рериха, демонстрация слайдов, любимые музыкальные произведения художника. Вечер ведут Н.В. Соболева и Н.Д. Спирина. Партия фортепиано Евгений Маточкин». Сценарий этой программы разрабатывала Наталия Дмитриевна. Вечер, посвящённый творчеству Рериха, имел большой успех у посетителей Музыкального салона. Уже 8 августа в газете «Вечерний Новосибирск» появляется статья К. Люцериной «Образы Николая Рериха». В ней мы читаем: «С интересным рассказом о Рерихе — художнике, писателе и общественном деятеле — выступила Н.Д. Спирина. Естественно вписались в лекцию и литературную ткань вечера произведения Баха, Бетховена, Шопена, Скрябина, Рахманинова, Аренского, близких по духу к творчеству Рериха, в исполнении сотрудника Института ядерной физики Евгения Маточкина. 22 августа в газете «За науку в Сибири» под рубрикой «Письмо в редакцию» вышла заметка «Вечер "Образы Николая Рериха"». Постоянные посетители Дома учёных, присутствовавшие на программе 2 августа, пишут: «Организаторы вечера — Н.В. Соболева, Н.Д. Спирина, Е.П. Маточкин, Л.И. Шкутин — выполнили нелёгкую работу, достойную восхищения. Мы, бывшие на вечере... просим Дом учёных повторить этот увлекательный вечер и организовать в дальнейшем хотя бы небольшой цикл подобных встреч, посвящённых дальнейшему изучению разностороннего творчества и деятельности Н.К. Рериха». Вечер «Образы Рериха» был повторён в Музыкальном салоне 28 октября." «Женя Маточкин — мой постоянный спутник в альпинистских восхождениях на Алтае. Вернувшись только что с Алтая, где принимал участие в съемках фильма о Рерихе, он просто весь горит желанием провести силами сибирских ученых первую в нашей стране конференцию Рериховские Чтения. Сколько с ним обсуждено, передумано, сделано, пройдено. Там в Сибири, в Академгородке, у себя дома обсуждаем мы с Женей возможности широкого изучения научного наследия всей семьи Рерихов, обсуждаем пути и возможности, как заинтересовать ученых Сибирского Отделения Академии Наук, ознакомить их с научными работами семьи Рерихов и, в первую очередь, с научными исследованиями созданного Рерихами в Гималаях научно-исследовательского института Урусвати». Итак, он еще и альпинист, высококлассный к тому же и, я бы сказала , «идейный» – большая часть его серьезных восхождений связана с Рерихами. Но об этом – отдельная страница, а пока вернемся к воспоминаниям Л. Андросовой. Как писал сам Маточкин в одной из своих публикаций, « сибирское рериховедение является признанным научным направлением, и в Новосибирске постоянно отмечаются памятные даты, связанные со всеми четырьмя представителями семьи Рерихов.» Эти даты отмечались не только в Новосибирске, а и во многих городах нашей страны и за рубежом. Женя был постоянным участником и организатором многих из этих мероприятий, освещая различные стороны деятельности Рерихов. Вот перечень некоторых его докладов только на международных конференциях:
Всего же по рериховской тематике им опубликовано 100 работ. В 2011 году Евгений удостоился высокой награды за сохранение рериховского наследия – стал лауреатом Международной премии им. Николая Рериха. Весьма символичная веха накануне его 70-летия! В 2012 году Е.П.Маточкин был принят в члены корреспонденты Российской академии художеств. В последние годы Е.П.Маточкин стал автором двух томов фундаментального издания по искусству Н.К.Рериха – богато иллюстрированного художественного издания большого формата, изданного в Самаре. А в 2008 году при непосредственном участии Евгения в Италии был издан альбом, о котором в INTERNET читаем следующее: «Настоящий альбом — наиболее полное издание, посвященное искусству великого русского художника, ученого, путешественника, мыслителя, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874—1947). Актуальность и необходимость выпуска такого солидного альбома на двух языках — на русском и английском — обусловлены растущим в мире интересом к творчеству мастера. Книга тематически разделена на главы и богато иллюстрирована. Представлены произведения из крупнейших музеев России, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, из музеев и частных собраний Индии и США, текст написан известным рериховедом Е.П.Маточкиным. Подарочное издание в кожаном и сафьяновом переплете с золотым обрезом, в коробе, издано в Италии. Планируется издание второго тома…» Добавим: в альбоме 672 страницы и весит он около 8 кг – весомый вклад в изучение наследия Николая Рериха. |
|
[<<] [<] [^] [>] [>>] |