[Список Лекций] [Путь к вершине ] [Эпоха Маточкина] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Путь к вершине

Эпоха Маточкина

Выступление Маточкина Е.П.на первой Всесоюзной конференции «Рериховские чтения»
Так назвал период 1970 – 2012 г.г. в рериховском движении Новосибирска журналист, выпускник НГУ 1976 г. Алексей Анненков. А кто такой Н.К. Рерих? Ведь многие знают его только как живописца. Но почитаем, хотя бы для ликбеза. в Википедии. Он был и философом, и писателем, и путешественником, и археологом, и общественным деятелем.

"Сообщество последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение .
В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.
В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи.
В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования».

Хотя большую часть жизни Рерих провел вне России, а последнюю треть жил в Индии, он был большим патриотом России, и вот его завет нам:

«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. <…> Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!».

Что же привело физика Женю Маточкина в рериховское движение? Он знал и любил живопись, и во многих публикациях о нем отмечают, что большую роль в его обращении к творческому наследию Н.К. Рериха и его семьи сыграл дар Новосибирску 60 полотен Н.К. Рериха от его сына Юрия. С 1961 г. они находятся в постоянной экспозиции новосибирской картинной галереи. Но мы все (или многие из нас) ездили из академгородка посмотреть эту экспозицию, и никто не стал из-за этого менять свою жизнь. Наверное, это был лишь один из многих случайных факторов, тем или иным образом влияющим на судьбу человека. Как писал сам Женя в своей публикации о Н.Д.Спириной , возглавлявшей рериховское движение в Новосибирске: «Мне в жизни повезло: несколько десятилетий я общался с Наталией Дмитриевной Спириной. Мы жили рядом, постоянно встречались, делились своими мыслями, вынашивали планы, воплощали их в жизнь и нередко говорили о музыке, поскольку очень любили её…В 1960 – 1970-е годы в новосибирском Академгородке была интенсивная культурная жизнь : проходили интересные выставки, приезжали знаменитые исполнители, существовали клубы по интересам, учёные с увлечением играли в самодеятельном симфоническом оркестре. Я был его солистом, разучивал фортепианный концерт Грига и прослушивался у педагогов музыкальной школы, где работала Наталия Дмитриевна. Через её коллег мы и познакомились… Нас с Наталией Дмитриевной объединила любовь к музыке и к творчеству Николая Константиновича Рериха. Вскоре мы подготовили музыкально-художественную программу «Образы Рериха», с которой неоднократно выступали в различных аудиториях.»
Вот что пишет о создании этой программы участница рериховского движения Ганина Людмила.

«Сегодня мы хотим показать, как мы начинали, как закладывалось и прорастало малое зерно большого всхода в далеко не благоприятных условиях застойного времени, когда приходилось продумывать каждое слово, каждый шаг, считаясь с жёсткими идеологическими установками того периода. (...) Началось это со сборной выставки имеющихся в нашей стране картин Николая и Святослава Рерихов в Доме учёных Академгородка в августе 1973 года. Большой спортивный зал, в котором она проходила, горел и сиял сверкающими красками невиданной красоты. Надо было рассказывать о художниках, о которых тогда почти ничего не знали. Писали о них в газетах и журналах мало и с большой оглядкой. Во время экскурсий по выставке выяснилось, что о Николае Рерихе у зрителей не было почти никаких сведений, ни о его картинах и их содержании, ни о нём самом и других сферах его деятельности. Тогда у нас с Евгением Палладиевичем Маточкиным зародилась мысль начать проводить вечера, на которых бы об этом рассказывалось. Так создалась та литературно-музыкальная слайд-композиция, которую мы назвали "Образы Рериха"... Начался её показ там же, в Доме учёных, ещё во время выставки и затем многократно повторялся в разных местах Академгородка и нашего города. В календарном плане Дома учёных СО АН СССР на август 1973 года сообщается, что 2 августа в Музыкальном салоне состоится литературно-музыкальный вечер «Образы Рериха». «В программе: стихи и проза Николая Рериха, демонстрация слайдов, любимые музыкальные произведения художника. Вечер ведут Н.В. Соболева и Н.Д. Спирина. Партия фортепиано Евгений Маточкин». Сценарий этой программы разрабатывала Наталия Дмитриевна. Вечер, посвящённый творчеству Рериха, имел большой успех у посетителей Музыкального салона. Уже 8 августа в газете «Вечерний Новосибирск» появляется статья К. Люцериной «Образы Николая Рериха». В ней мы читаем: «С интересным рассказом о Рерихе — художнике, писателе и общественном деятеле — выступила Н.Д. Спирина. Естественно вписались в лекцию и литературную ткань вечера произведения Баха, Бетховена, Шопена, Скрябина, Рахманинова, Аренского, близких по духу к творчеству Рериха, в исполнении сотрудника Института ядерной физики Евгения Маточкина. 22 августа в газете «За науку в Сибири» под рубрикой «Письмо в редакцию» вышла заметка «Вечер "Образы Николая Рериха"». Постоянные посетители Дома учёных, присутствовавшие на программе 2 августа, пишут: «Организаторы вечера — Н.В. Соболева, Н.Д. Спирина, Е.П. Маточкин, Л.И. Шкутин — выполнили нелёгкую работу, достойную восхищения. Мы, бывшие на вечере... просим Дом учёных повторить этот увлекательный вечер и организовать в дальнейшем хотя бы небольшой цикл подобных встреч, посвящённых дальнейшему изучению разностороннего творчества и деятельности Н.К. Рериха». Вечер «Образы Рериха» был повторён в Музыкальном салоне 28 октября."
Продолжением этой просветительской деятельности была организация всесоюзных и международных конференций, получивших название «Рериховские чтения».
Из воспоминаний Л.А. Андросовой (ученый секретарь Президиума СО РАН в 70-е годы):

«Женя Маточкин — мой постоянный спутник в альпинистских восхождениях на Алтае. Вернувшись только что с Алтая, где принимал участие в съемках фильма о Рерихе, он просто весь горит желанием провести силами сибирских ученых первую в нашей стране конференцию Рериховские Чтения. Сколько с ним обсуждено, передумано, сделано, пройдено. Там в Сибири, в Академгородке, у себя дома обсуждаем мы с Женей возможности широкого изучения научного наследия всей семьи Рерихов, обсуждаем пути и возможности, как заинтересовать ученых Сибирского Отделения Академии Наук, ознакомить их с научными работами семьи Рерихов и, в первую очередь, с научными исследованиями созданного Рерихами в Гималаях научно-исследовательского института Урусвати».

Итак, он еще и альпинист, высококлассный к тому же и, я бы сказала , «идейный» – большая часть его серьезных восхождений связана с Рерихами. Но об этом – отдельная страница, а пока вернемся к воспоминаниям Л. Андросовой.
«Много проблем и вопросов предстояло решить при подготовке этой первой в нашей стране конференции Рериховские Чтения. Большинство из них решались на уровне оргкомитета конференции. Неоценим вклад в его работу Виталия Епифановича Ларичева, доктора исторических наук, зав. сектором Института истории, филологии и философии СО АН (позднее Института археологии и этнографии СО РАН), ученого секретаря оргкомитета конференции. Под руководством Председателя оргкомитета, академика Алексея Павловича Окладникова, директора Института, была разработана программа конференции, определены основные ее участники и тематика их докладов. Виталий Епифанович подготавливал все необходимые документы, связанные с организацией и проведением конференции. Документы эти, согласованные и утверждённые А.П. Окладниковым, поступали в аппарат Президиума для рассмотрения. Не забудем, что это была первая в стране конференция, посвященная творческому наследию семьи Рерихов, еще мало изученному и малоизвестному. И сколько недоброжелательности, сколько предубеждения ко всему новому и необычному, сколько инертности надо было преодолеть на этом пути! Но то, что невозможно нигде, возможно стало в Сибири. И ученые Сибирского отделения сделали это! Неслучайно Алексей Павлович Окладников в год столетия со дня его рождения был назван основателем академического рериховедения.
Но едва ли не самым важным звеном в организации и проведении конференции был Евгений Палладьевич Маточкин, один из главных инициаторов создания Рериховских Чтений. В его руках были сосредоточены все нити по их организации и проведению.
В 1975г. в Академгородке проходила выставка работ Н.К. Рериха, и это именно ему, Жене Маточкину, приходит мысль попросить Святослава Николаевича подарить Сибирскому отделению картину Н. К. Рериха «Победа». Он пишет С.Н. Рериху письмо на листе бумаги без всякого юридического бланка, заручается согласием А.П. Окладникова, подписывает письмо у представителя общественности (им оказалась Н.Д. Спирина), подписывает сам и, минуя всякие бюрократические препоны и организации, отправляет его в Бангалор через обычный почтовый ящик. И вскоре из Бангалора от Святослава Николаевича приходит телеграмма, в которой он сообщает о даре ученым СО АН картины Н.К. Рериха «Победа». Телеграмма пришла в Президиум, поступила ко мне, и я немедленно побежала, нет, полетела! на выставку и прерывающимся от волнения голосом громко прочитала ее всем находившимся там посетителям выставки. Это был Женин триумф и победа.
Мне Евгений Маточкин помогал во всем, ни одного решения я не предпринимала без обсуждения с ним. Мы встречались с ним чуть ли не каждый день. Я отслеживала прохождение бумаг, относящихся к нашей конференции и, достаточно хорошо представляя "кухню" аппарата Президиума, могла реально содействовать их прохождению. Когда же случался "затор" и моей помощи было недостаточно, на помощь приходил Женя, вместе мы решали что можно сделать, и он немедленно брался за подготовку необходимых документов и встречу с нужными людьми».

Организаторы и устроители, благодаря усилиям которых были проведены первые в нашей стране Рериховские Чтения (1976 год).
Слева направо: А.Я. Кряжев, Евгений Маточкин, Людмила Андросова, Л.В. Шапошникова, академик А.П. Окладников, П.Ф. Беликов; М.И. Качальская — директор картинной галереи; В.Е. Ларичев председатель оргкомитета конференции; В.Я. Кашкалда — сотрудник картинной галереи, Н.Д. Спирина.
Первые Рериховские чтения были посвящены 50-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Рериха в Сибири, на Алтае. Ну, а далее прошли ещё несколько Рериховских Чтений, в том числе в 1979 году, посвящённые 50-летию института «Урусвати», организованному Рерихами для изучения культуры Востока; в 1982 году – посвящённые 80-летию Ю.Н. Рериха; в 1984 году - посвящённые 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха. В 1993 году появилась книга «Рерих и Сибирь», авторами текста которой были В.Е. Ларичев и Е.П. Маточкин.

Как писал сам Маточкин в одной из своих публикаций, « сибирское рериховедение является признанным научным направлением, и в Новосибирске постоянно отмечаются памятные даты, связанные со всеми четырьмя представителями семьи Рерихов.» Эти даты отмечались не только в Новосибирске, а и во многих городах нашей страны и за рубежом. Женя был постоянным участником и организатором многих из этих мероприятий, освещая различные стороны деятельности Рерихов. Вот перечень некоторых его докладов только на международных конференциях:

  • Тибет в творчестве и исследованиях Рерихов. (1992)
  • Космический Агни в произведениях Н.К. Рериха. (1994)
  • Древнерусские традиции и идеи синтеза в творчестве Н.К. Рериха. (1996)
  • Рерих. Язычество и современность. (1997)
  • Н.К. Рерих и высшая реальность древнего искусства. (1998)
  • Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха. (1999)
  • Идея Света в творчестве Н.К. Рериха. (2000)

Всего же по рериховской тематике им опубликовано 100 работ. В 2011 году Евгений удостоился высокой награды за сохранение рериховского наследия – стал лауреатом Международной премии им. Николая Рериха. Весьма символичная веха накануне его 70-летия! В 2012 году Е.П.Маточкин был принят в члены корреспонденты Российской академии художеств.

В последние годы Е.П.Маточкин стал автором двух томов фундаментального издания по искусству Н.К.Рериха – богато иллюстрированного художественного издания большого формата, изданного в Самаре.

А в 2008 году при непосредственном участии Евгения в Италии был издан альбом, о котором в INTERNET читаем следующее:

«Настоящий альбом — наиболее полное издание, посвященное искусству великого русского художника, ученого, путешественника, мыслителя, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874—1947). Актуальность и необходимость выпуска такого солидного альбома на двух языках — на русском и английском — обусловлены растущим в мире интересом к творчеству мастера. Книга тематически разделена на главы и богато иллюстрирована. Представлены произведения из крупнейших музеев России, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, из музеев и частных собраний Индии и США, текст написан известным рериховедом Е.П.Маточкиным. Подарочное издание в кожаном и сафьяновом переплете с золотым обрезом, в коробе, издано в Италии. Планируется издание второго тома…»

Добавим: в альбоме 672 страницы и весит он около 8 кг – весомый вклад в изучение наследия Николая Рериха.

[<<] [<] [^] [>] [>>]